Презентация "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния"

Предмет: Основы мировых религиозных культур

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Цели урока:

  • Образовательные: сформировать представления учащихся о добре и зле, рассмотреть, как понимают добро и зло в разных религиозных культурах.
  • Развивающие: развивать умения работать с текстом, выделять главное, сравнивать, формулировать вопросы, делать обобщения и выводы; развивать коммуникативные умения и навыки в процессе индивидуальной, фронталь-ной и групповой деятельности.
  • Воспитательные: сформировать духовно-нравственные ценности, уважите-льное отношение ко всем религиозным культурам.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная (работа с книгой, рассказ, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа, беседа).

Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
  • Урок № 9 “Добро и зло.”).
  • Компьютер
  • Проектор
  • Учебник “Основы мировых религиозных культур” - 4 класс.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Звучит песня из мультфильма. Песня маленького Мука “Дорогою добра” сл. Ю. Энтина муз. М. Минкова (слайд 1).

Какая хорошая, добрая песня! - слайд № 2. Как прекрасно жить в мире, где все люди любят и понимают друг друга, умеют прощать обиды, поддержат, помогут в трудную минуту, порадуются твоим успехам. Все религии мира, все правила этики ведут человека по дороге добра. Ребята, скажите, что такое добро? Какого человека мы называем добрым?

(учащиеся отвечают с места).

II. Целеполагание и мотивация.

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества и рассмотрим понятия добра и зла, греха и покаяния в разных религиях.

III. Изучение нового материала.

1. Работа со словарем и фронтальная беседа с учащимися.

Все религии мира выясняют вопрос о добре и объясняют людям, что значит быть добрым. Давайте рассмотрим, как объясняется лексическое значение слов: добро, добрый, добродетель в Толковом словаре С. И. Ожегова.

Работа со словарем ведется индивидуально, через 2-3 минуты ребята с места комментируют лексическое значение слов, приводят примеры.

Материалы из словаря С. И. Ожегова (слайд № 3).

1. Делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества. Добрый человек. Доброе сердце. Добрые глаза. Он добр ко мне.

2. Несущий благо, добро, благополучие. В добрый час. Добрые известия.

3. Хороший, нравственный.

4.Дружески близкий, милый. Наши добрые друзья.

5. Хороший, безукоризненный, отличный. Пожелание доброго здоровья. Добрый конь. Добрый молодец.

6. Безукоризненный, честный. Доброе имя.

Добро – Все положительное, хорошее, полезное; противоположное зло. Желать добра. Сделать много добра людям.

А что означает ребята - поминать добром?

(ответы учащихся: вспоминать с благодарностью, с хорошим чувство)

Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность (слайд №4).

Добродетельный – высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Добродетельный человек, поступок.

Вопросы добра и зла всегда волновали человечество (слайд № 5). Разные религии по-своему отвечали на них. Давайте послушаем сообщения на эту тему и выясним, что общего в рассуждениях о добре.

Сообщения учащихся.

Сообщение № 1(слайд № 6).

Библия о происхождении добра и зла.

Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.

Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” - ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии, в притче о блудном сыне.

Сообщение № 2 (слайд № 7).

Притча о блудном сыне. (Евангелие).

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Учитель и ученики делают выводы.

В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!” (слайд № 8).

Мусульмане также рассуждают о добре и зле (слайд № 9). О моральных качествах человека можно прочитать в главной книге мусульман, Коране. В Коране слово “добро” повторяется много раз. Добрые дела нужны всегда и всем. Их совершают для друзей и близких, для знакомых и незнакомых, для всех, кто нуждается в помощи. “Если вы творите добро, то совершаете его для себя”, - написано в Коране. Ребята, объясните, как вы понимаете эти слова? (Добро всегда отзовется добром. Оно вернется к вам, может быть, даже не от того человека, которому вы помогли.) Послушайте дагестанскую притчу о добре, определите ее главную мысль.

Притча о добре (слайд № 9)

Учитель предлагает творческое задание: Ребята, объясните смысл этой притчи. Продолжите притчу, как вы думаете, что произойдет дальше?

чащиеся работают самостоятельно, продолжая домысливать сюжет притчи. Через 5-7 минут по желанию они рассказывают, что они придумали ).

Послушайте стихотворение великого поэта Саади. Он жил в 13в., но его размышления о судьбе человека, об отношении к миру не устарели и сегодня.

(Ученик читает наизусть стихотворение) - слайд № 10.

Когда добро и мир несем мы людям,
То и в земле спокойно спать мы будем.
Ты здесь о жизни будущей своей
Заботься, не надейся на друзей.

Все, что имеешь, миру открывай
И в землю, словно клад, не зарывай.

Мудрец, благодеяний грех чуждаться!
Твори добро, чтоб после не нуждаться.

Иди, давай бальзам больным сердцам,
Кто знает, вдруг больным ты будешь сам.

Мусульмане стараются быть добрыми и щедрыми (слайд № 11). Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху.

3. Добро и зло в буддизме.

В буддизме добро и зло всегда идут вместе (слайд № 12). Маленький Гаутама (Будда) жил в прекрасном гармоничном мире, который искусственно создал ему отец. Но четыре встречи разрушили гармонию, перевернули всю его жизнь. Из первой встречи со стариком Будда узнал, что есть на свете старость. Вторая встреча раскрыла, что существует болезнь. После третьей встречи юноша осознал, что все люди смертны. Четвертая встреча с отшельником открыла путь избавления от бед. Гаутама оставил своих близких и поехал прочь из родного дома, чтобы избавить мир от страданий и зла. В буддизме зло – это болезни и беды, ссоры, старость, смерть. Человек может избавиться от зла, если достигнет духовного просветления и перерождения. У буддистов это называется состоянием нирваны.

Давайте послушаем джатаку (притчу) буддистов, сформулируем ее главную мысль и объясним, как здесь раскрывается понятие добра.

Сообщение № 3.

Джатака об одиноком слоне (слайд № 13) - ребята читают по ролям .

Давным-давно в Гималаях жил прекрасный белый слон. Все восемьдесят тысяч гималайских слонов сошлись и сделали его вожаком. Но недолго он правил слонами, увидев в стаде грех, он удалился и стал жить один. Он никогда не выходил из леса, чтобы не вытоптать посевы земледельцев.

Однажды один из жителей Варнаваси заблудился в чаще. Слон, вы уже догадались, что это был переродившийся Будда, привел человека к себе, накормил его досыта вкусными плодами, посадил его на спину и привез в город. Горожане удивились такому чуду, все восторгались красотой и силой слона. Спасенного человека уже считали погибшим. Но, кажется, никто не обрадовался ему, кроме ростовщика, который ждал долг. Подойдя к слону, ростовщик потрогал его клыки и сказал, обращаясь к спасенному:

Эти клыки – настоящее сокровище!

Слон покачал головой, словно соглашаясь с этой оценкой, а затем удалился с царственным достоинством.

Спасенный отправился на рынок, чтобы узнать, сколько стоят бивни живого слона. Он очень обрадовался, когда понял, что они дорогие.

Вскоре спасенный вернулся в лес и нашел там убежище одинокого слона.

Ты снова заблудился? – воскликнул удивленный Будда в образе слона.

Нет, - ответил человек. – Я пришел к тебе за помощью. Я бедный человек, мне не на что жить. А у тебя два клыка, которые стоят очень дорого. Отдай мне один клык, я его продам и буду кормиться, а ты можешь обойтись одним.

Что ж, - сказал слон. - Сходи за пилой.

Я ее захватил, я знал, что ты добрый слон и поможешь мне.

Слон подогнул ноги, чтобы человеку было удобно работать. А спасенный отпилил сначала один клык, а потом,подумав, и другой.

Ты не думай, - сказал слон, - что клыки мне не дороги. Знай, с их помощью можно достигнуть спасения и просветления.

Но человек, кажется, не понял смысла сказанного. Он спрятал бивни в мешок и зашагал к городу, даже не поблагодарив слона.

В городе он продал клыки, рассчитался с ростовщиком и некоторое время жил в роскоши на оставшиеся деньги. Когда они закончились он снова пошел в лес отыскал слона и сказал ему:

Почтенный! Я продал твои клыки, но деньги пришлось отдать за долги. Мне снова не на что жить. Дай мне остатки твоих клыков.

Возьми, - сказал слон, опускаясь на землю.

Он спилил клыки и отправился восвояси. Вскоре он снова пришел к слону и потребовал корни его клыков. Слон молча лег на землю. Отбив корни клыков, негодяй ушел. Слону было очень больно, но он не пошевелился и не застонал. Человек шел и думал, что купит он на вырученные деньги. Но шел он не далеко. Земля, которая выдерживает тяжесть гор дрогнула под его ногами. Из трещины в земной коре вырвалось пламя в форме хобота, и злого человека швырнуло в преисподню.

А Будда произнес: “Глаза неблагодарного повсюду так и рыскают. Людская жадность низкая.”

IV. Первичное закрепление.

Беседа по вопросам.

Что такое добро? Приведите примеры добрых поступков своих близких, родных, знакомых (слайд № 14 – показать после ответов детей).

Как называется непослушание человека Бог?

Что значит быть добрым?” (слайд № 15)

Легко ли быть добрым? Аргументируйте свое мнение примерами, которые вы услышали сегодня на уроке.

V. Домашнее задание (по выбору) – слайд № 16.

Напишите сочинение в форме эссе на тему:

“Быть добрым не всегда бывает просто”.

Подготовьте устные сообщения на тему: “Добрые поступки моих близких, родных, друзей”.

VI. Подведение итогов и рефлексия.

Ребята самостоятельно заполняют карточки, продолжая предложения

(слайд № 17):

“Доброта это....”

“О добре рассуждают во всех религиях, потому что...”

Скажите, что было на уроке самым: (слайд № 18):

Интересным

Трудным

Используемый учебный материал:

1. Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., “Просвещение”, 2010.

“Основы мировых религиозных культур” (Учебное пособие для общеобразовательных учреждений) Под редакцией Е.С. Токаревой, А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, А.Я.Данилюк, М., “Просвещение”, 2010.

А. И. Немировский “Мифы и легенды Древнего Востока” М., “Просвещение”, 1994.

3. Электронное приложение к учебному пособию “Основы религиозных культур и светской этики”. Модуль “Основы мировых религиозных культур” 4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г.

Cлайд 1

ЗЛО- понятие противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. ДОБРО – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Разные религии по – своему отвечали на вопросы: «Что такое добро и зло?»

Cлайд 2

О происхождении добра и зла На Древнем Востоке жили народы, которые считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они вместе с этим миром. Древние греки считали, что зло пришло в мир, вырвавшись из ларца, который от любопытства открыла женщина по имени Пандора. Тайно она открыла ларец, и разлетелись по всей земле все те бедствия, которые когда-то были в нем заключены. Только одна Надежда осталась на дне ларца. Крышка снова захлопнулась, и не вылетела Надежда. И с тех пор пережить все то зло, все те бедствия и несчастья, выпущенные когда-то Пандорой, помогает людям лишь уцелевшая Надежда.

Cлайд 3

Цели урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на текстах священных книг мировых религий; с новыми понятиями; проследить различие трактовки возникновения добра и зла в разных религиях. Задачи: личностные - воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела; межпредметные - развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; - развивать умение высказывать свою точку зрения; предметные - формировать представления о нравственной ответственности человека за содеянное; - познакомить учащихся с основными понятиями «греха», «раскаяния и воздаяния», раскрыть смысл понятий «добро» и «зло» согласно священных писаний. Основные понятия: добро, зло, грех, грехопадение, раскаяние, воздание.

Cлайд 4

Зло как снежный ком катилось И все больше становилось Тут добро, как будто солнце Глянуло в своё оконце. И от Зла не отвернулось А спокойно… улыбнулось. Знаете, что вдруг случилось - Зло исчезло… Растворилось. (Е.Королёва) – Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке?

Cлайд 5

Что такое добро и зло. Как появилось добро и зло с точки зрения разных религий. Понятие греха. Раскаяние и воздаяние в религиях мира. ВЫ УЗНАЕТЕ:

Cлайд 6

Покаяние и спасение в религиях мира. Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире не в силу чьих-то ошибок, а по воле Бога. Он ясно указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло и заповедал людям следовать путём добра и справедливости. Поэтому для мусульман важно, чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи. «Если вы творите добро, то совершаете его для себя», - написано в Коране.

Cлайд 7

Покаяние и спасение в религиях мира. В буддизме нет представления о Боге и грехе. Зло для буддистов – это страдание, которое сопровождает человека всю жизнь. Чтобы освободиться от страдания, нужно отказаться от суетного мира и желаний. Только так можно достичь состояния непреходящего покоя и умиротворения – нирваны.

Cлайд 8

Согласно библейскому рассказу, мир, сотворённый Богом, был прекрасен. Деревья, травы, животные, птицы, морские существа – все они были совершенны. Но самым прекрасным творением Бога был человек… Совсем иначе о происхождении добра и зла говорится в библии

Cлайд 9

1. Написать сочинение на тему «Добро и зло в народных сказках». 2. Подобрать пословицы о добре и зле. Домашнее задание по выбору:

Cлайд 10

Словарик к уроку Воздаяние - то, что воздаётся кому-нибудь за что-нибудь, награда или кара. Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций) Грехопадение – первое нарушение заповеди. Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Делать добро – совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно. Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить. Покаяние – признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении.

Cлайд 11

Очень ярко отношение Бога к грешному человеку описано в Евангелии, в притче о блудном (заблудившемся) сыне. У одного богатого человека был сын, который потребовал у отца часть его имущества и ушёл в далёкую страну, где жил в своё удовольствие. Но скоро деньги у него кончились. Юноше пришлось наняться пасти свиней, и он питался вместе с ними из одного корыта. Он вспомнил об отце и решил вернуться на родину и стать хотя бы работником у своего отца, потому что он чувствовал, что не может называться его сыном, так как сильно обидел его. Но, когда отец этого юноши ещё издали увидел его, он выбежал к нему на встречу, обнял его, велел одеть в новые праздничные одежды, «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». - Как вы понимаете эти слова отца? Возвращение блудного сына. Картина Рембрандта голландский художник 17 век

Cлайд 12

Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, Богов, предписаний и традиций). В русском языке слово «грех» очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» («погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом «промах, погрешность, провинность»; а иудеи - словом «хэт» (непреднамеренный грех) - «промах». Грехопаде ние - общее для всех религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Господа, которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности. В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих религиях. Покаяние – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха. Эти представления о проникновении зла в мир являются общими для иудеев, христиан и мусульман. Жаков Каллистрат Фалалеевич 2010

ДОБРО И ЗЛО В РЕЛИГИЯХ НАРОДОВ И В ЖИЗНИ* К.Ф.ЖАКОВ

Впервые публикуется текст лекции выдающегося коми ученого и писателя Каллистрата Фалалеевича Жакова (1866-1926), прочитанной им в г. Риге в 1924 г. и посвященной взглядам различных религий на добро и зло.

Ключевые слова: язычество, христианство, буддизм, лимитизм

K.F. ZHAKOV. GOOD AND EVIL IN RELIGION OF PEOPLE AND THEIR LIFE

It is first published lecture Komi outstanding scientist and writer Callistratus Falaleevicha Zhakov (1866-1926), delivered to them in Riga in 1924, devoted to the views of various religions into good and evil.

Key words: Paganism, Christianity, Buddhism, limitizm

ДОБРО И ЗЛО В РЕЛИГИЯХ НАРОДОВ И В ЖИЗНИ*

К.Ф.Жаков

Эта лекция посвящается Марии Яковлевне** ангелу-хранителю моему. Эта лекция ее собственность.

О, сказочник севера, дух предков моих, ты разъясни, как понять эти слова: «добро и зло в религиях народов и в жизни их»?

Это можно, только ты не волнуйся. Из всех твоих волнений ничего не выйдет, ибо ты не там живешь, где следовало бы.

Почему так?

Почему? Вот открой книгу Иова, и увидишь правду. «Был человек в земле Уц, имя его Иов. И был человек этот непорочен, справедлив, и богобоязнен, и удалялся от зла». У него были сыновья и дочери. И он был богат. Но вот по воле злого духа и с дозволения Бога, он все потерял. Тогда он сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь в землю. Господь дал, Господь и взял». И вот сатана, злой дух, с дозволения Бога, поразил Иова проказой лютою от подошвы ноги по самое темя его, и взял себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел вне селения. Вот сын мой, какой образ дала нам Азия.

Кто этот Иов многострадальный?

Это ты, сын мой, ты - Иов многострадальный. Ты изучил науки, философии, религии, дошел ты до познания Бога, и проповедовал ты двадцать лет, и более. И что же вышло? Покрыт ты проказой в глазах умных людей, и сидишь ты на пепле вне

* На титульном листе напечатано: «Добро и зло в религиях народов и в жизни». На первой странице в правом верхнем углу напечатано: «Перепечатка воспрещается».

** Мария Яковлевна Заринь - секретарь Общества лимитив-ной философии Латвии, ближайший помощник и спутница жизни К.Ф.Жакова в последние годы его жизни.

селения людского, вне радости жизни, в презрении у ученых мужей, в качестве сумасшедшего в глазах дельцов. Да, ты - Иов многострадальный.

Да, сын мой, не там ты живешь, где следовало бы. Ты должен быть в Азии, а не в Европе. Европе Бога не надо, религии не надо.

А что надо?

Золото, благополучие, горючие газы, колониальная политика... И Европа обречена на гибель, как древние греки и римляне. Люди останутся в Азии. Поэтому беги, беги отовсюду, до гор Уральских, и далее в Азию. Беги, беги, пока еще жив... Здесь бесполезны посевы дум великих, ничего не вырастает. Но ты не волнуйся, только беги, беги отовсюду до гор Уральских, и еще далее в Азию.

Исполняя долг перед Богом, сегодня расскажу я тебе о добре и зле в религиях народов и жизни. Только слов моих не забывай.

Европа Бога никогда не любила и законов твердых не имела. Вот почему азиаты иудеи берут вверх повсюду, руководя социалистами, коммунистами, разбойниками, хищниками. У иудеев есть закон. Есть солидарность. Иудей-банкир, и иудей-коммунист, и иудей-буржуй, и иудей-социалист, и иудей-черносотенец, и иудей-анархист - все подчиняются закону Моисея и заветам его.

Теперь перейдем мы к рассказу нашему о добре и зле.

Открой книгу Бытия (глава 1). «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою». Тьма над бездной - это зло. Безвидная и пустая земля - это зло. Дух Божий привел все в порядок - это добро. Дух Божий, свет, порядок в космосе и жизнь - это добро. Тьма и беспорядок -это зло. Бог же Первопричина - выше добра и зла. От него добро и зло (свет и темнота).

Эти слова книги Бытия списаны с мудрости аккадийцев. А как у них говорится?

Высшее существо, от кого произошли все боги, был Илу (в Ассирии - Ильма, Ен), он носил национальное имя, и Ма-ассури значит земля Ассури. Этому таинственному Богу храмов не воздвигали.

Из него произошла божественная триада:

1. Ану (Оапнес у греков) - первобытный хаос, первое истечение из бот. субот*.

2. Бэл - демиург, организатор мира.

3. Ао (Бин) - бог-сын, разум управляющий и оживляющий мир Ану от Ила.

Ао - от Ану.

Бэл - [от] Ао.

Каждому божеству соответствовало отражение (женское божество):

Анаитие - Ану,

Билита - мать богов - Бэл,

Таоуфа - великая госпожа - Ао.

Второе истечение (эманация):

1. Самас - солнце.

2. Синг - луна.

3. Новая форма Ао или** Бино - бог неба и атмосферы.

1. Адар (Сатурн).

2. Меродах (Юпитер).

3. Непал (Марс).

4. Юстар (Венера).

5. Небо (Меркурий).

Меродах (Юпитер) - проявление Бэл.

Адор - огонь - Геркулес, сын Зодиака.

Небо - Бог разума.

От Иштар - Астарта***.

Вначале был беспорядок, Бэл привел в порядок.

Эаханг (Сана) - Ану, приняв вид рыбоподобного вещества, научил людей письму и наукам. (Бе-рос).

Бог ветра и бури Адад и бог солнца Шамаш поведали тайну Ану, Энлиля и Эа людям.

Значит, с людьми имели дело первобытный хаос (дух зла) (змий в раю) и Адад - бог огня.

Хаос - зло.

Бэл - добро.

И все произошло от Первопричины Илу. Значит, добро и зло от Бога-Первопричины.

Были боги добрые и злые. Но они - от Первопричины. Откуда зло? От Бога-Первопричины. Такой ответ дают аккадийцы и кушиты. Значит, первичное понятие зла - это темнота. И Бог-первопричина при помощи света озаряет темноту. Очевидно, зло - проблема Бога-Первопричины. Мировое, космическое зло - это его проблема.

Второе понятие. Во время солнечных затмений солнце борется с темнотой, с темным чудовищем. Очевидно, Бог добра [и] света борется с Богом зла. Лето борется с зимою, с холодом. Отсюда миф о борьбе Ормузда (света) с Ариманом (с темнотой). Но и Ормузд, и Ариман - оба от Бога-первопричины.

Второе понятие о зле - астрологическое. «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господом. Между ними пришел и сатана, злой

* Так в тексте.

** В тексте - «лии».

*** В тексте «Истар - Астарата».

дух*... И сказал Господь сатане, злому духу: откуда ты пришел? И ответил сатана, злой дух* Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее». (Книга Иова).

Кто здесь Господь?

Господь - Бог грома и молнии.

Кто сыны Божии?

Планеты и звезды. Между ними сатана, злой дух. Очевидно, это одна из планет, может быть, Сатурн, бог смерти. Красный дракон в Апокалипсисе - это Марс, бог войны.

Евангелие от Луки глава 10. 18.

Он же сказал им: «Я видел сатану, дьявола** спадшего с неба как молнию».

Значит, и падающие небесные тела могли быть злыми духами, но в этом случае зло было проблемой*** для добрых богов, и они побеждали.

Третье понятие о зле. Злые боги - это боги других народов или боги прошлых времен.

Четвертое понимание зла - это искушение, привязанность к земной жизни. «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана, и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола. Дьявол предлагал ему камни сделать хлебами. С высокой горы показал ему дьявол все царства Вселенной во мгновение времени: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне и я, кому хочу, даю ее»****.

Значит, слава мира в руках дьявола, только надо поклониться ему. Поставил Иисуса на крышу храма и предлагал броситься вниз и этим фокусом удивить мир. Богочеловек отверг все эти блага. Если бы был просто человек, пожелал бы и славу, и величие, и хлебы, чтобы подкупить людей, и тайны фокусов, чтобы ослепить народы... Но он отверг.

Так же Мара, бог чувственной любви, искушал Будду.

Зло - болезни.

Затем зло понимали как причину болезней. В древности болезни объяснялись как следствие дел злых духов. Дух входил в человека и порабощал его.

Как одна самоедка говорила тебе: «У меня, -говорит, - два хозяина. Один хозяин любит табачный дым, а другой не выносит.». И голос менялся у самоедки. При нормальном хозяине голос

* В книге Иова, которую цитирует К.Ф.Жаков, нет слов «злой дух», «злому духу», это добавление самого Жакова.

** В цитируемом фрагменте Евангелия слово «дьявола» отсутствует, это добавление К.Ф.Жакова.

*** В тексте - «была проблема».

**** Евангелие от Луки, глава 4. 1-6.

Все Бытие - зло.

Наконец за 6 веков до рожд[ения] Христа Гаутама-Будда объявил, что всё Бытие, и всякое Бытие, и земное и небесное, действительное и загробное - всякое Бытие - зло и страдание. И стал учить, что надо не-быть, выйти из цепи Бытия, при познании того, что все иллюзии, сон, обман, и при помощи аскетизма, уничтожая в себе всякое желание. Значит, и в этом случае зло было проблемой*.

И как понятие зла менялось у народов, так изменялось и понятие добра.

2. Бог солнца,

5. бессмертие,

6. всякое преодоление,

7. истина,

8. ощущение Божественного,

9. познание.

И, наконец, для Будды добро - небытие. И все эти виды добра - решение проблемы жизни, проблемы* Божественной или человеческой.

Буддийское понимание добра.

(Христианское, философское, этическое, научное).

Буддизм есть северный и южный. Северный в Китае, в Тибете, в Японии. Южный - на Цейлоне. Северный буддизм считает Будду Богом-спасителем и повествует о его бесчисленных перевоплощениях. Особливо любопытны рассказы о предсуществованиях Будды.

1. У великого охотника, царя Бенаресского, был парк, переполненный газелями, вождем которых в своем тогдашнем «рождении» был бодхисат-ва (грядущий Будда). Ежедневно для стола царского полагалось убивать по одной газели. Как-то раз очередь дошла до одной из них, беременной. Пожалевши ее, бодхистава взамен ее склоняет свою голову на плаху.

Умиляется царь невиданным зрелищем и, выслушавши объяснение мудрого животного, освобождает его от смерти и затем отказывается от истребления каких бы то ни было живых тварей.

2. Другой раз грядущий Будда, бодхисатва, был Богом Индрою. Напали асуры на богов. Неожиданно было нападение, стремителен натиск, боги бежали. Бежал и Индра. Но вот он замечает, что от сотрясения его колесницы падают с деревьев гнезда лесных пташек, и убиваются малые птенцы. Жалко их стало и, чтобы не губить их, рискуя сам погибнуть от настигающих врагов, Индра колесницу останавливает. Спешились и спутники, ободрились. Грянул новый бой, и победа увенчала подвиг сострадания к меньшим братьям**.

* В тексте - «проблема».

** Строчкой ниже напечатано в скобках - «(по общему времени Бытия)».

3. В другой раз бодхисатва-отшельник отдает себя на съедение тигрицы, готовой с голода растерзать новорожденных детенышей.

Так, северный буддизм добром считает сострадание, милосердие, великодушие, милостыни. Обратные явления - зло. И за добро есть награда, и за зло - наказание.

4. Повесть о мудром зайце Шаше.

В глухом лесу жили-были четыре друга: обезьяна, шакал, речная выдра и заяц. Днем каждый промышлял по-своему. Но по вечерам сходились на беседу. Шаша, мудрый заяц, поучал товарищей добродетели: «Надо давать милостыню, хранить заповеди, соблюдать обряды, упосать» (праздники*).

И вот однажды в день упосаты, Бог Сакка, чтобы испытать мудреца, явился сам к лесным мудрецам в виде кочующего брамина и стал просить пищи.

Выдра отдала ему семь рыбок, забытых кем-то на берегу и подобранных ею. Шакал уступил пару кусков вяленого мяса ящерицы** да крынку кислого молока, которые он хитроумно стащил в шалаше полевого стража, а обезьяна угостила странника связкою манговых плодов. У одного зайца не было ничего пригодного для путника: сено не про него, а рису, сезама и бобов - где их взять в пустыне? И вот заяц решает накормить гостя своим мясом. Он просит развести костер и, отряхнувшись, чтобы, не ровен час, не погубить мелкую тварь в шерсти своей, прыгает в огонь, приглашая гостя изжарить его и съесть. Бог отказывается от жертвы и повелевает, чтобы луна отныне и до века носила на челе своем изображение мудрого зайца.

Эти буддийские нравственные сказания повлияли на все народы. Сказки народные о правде и кривде, о трех братьях, о мачехе и падчерице, о морозке, стариках мудрых, живущих в лесу, о женщинах хитроумных, тоже проживающих в дремучих борах. Это все переделки и заимствования из буддийских источников, повествующих о перевоплощениях Будды.

О непротивлении злу.

(учение сев[ерного] буддизма)

Однажды бодхисатва был царем Бенарес-ским. Министр, которому он безгранично верил, совершил тяжкий поступок в царском тереме. Простил виновного царь, но просил удалиться. Нераскаянный же подбил атамана шайки разбойников напасть врасплох на своего благодетеля. Уже пылали села, потоптаны были нивы, воины молили царя наказать грабителей, но миролюбец отвечал: «Не хочу царства, удерживаемого путем вреда ближнему! Не делайте ничего!»

Враг осадил столицу - опять требуют защиты. «Не могите, - ответил царь, - откройте настежь ворота». И воссел царь на престол [в] своей палате, окруженный сановниками. Через минуту он схвачен, закован в цепи, ввергнут в тюрьму. «Здесь вызвал он в сердце своем новые чувства любви к

В тексте - «праздников».

В тексте - «ящерицу».

злодею и достиг экстаза любви». И чистый пламень этот объял, наконец, закоснелую душу: полный раскаяния, преступник спешит к миролюбцу, молит о прощении: «Бери назад свое царство. Твои враги - отныне мои враги». А миролюбец, обратясь к народу говорит: «Кто в мире с целым миром пребывает, тому не быть и в небе одиноким». Разослал затем во все стороны вотчины белый зонтик, символ любви - обильной власти, способный среди сынов мира заменить самого властителя, охранника мира. А сам направил свои стопы к священной горной пустыне Гималаи*.

Таков принцип буддийский непротивления злу. Отсюда всевозможные повести и сказки у разных народов о мудрых царях.

Добро и путь спасения доступны для каждого.

(по сев[ерному] буддизму)

Путь Будды труден... Трудно преодолеть Бытие и природу. Но последователи облегчали этот путь. Бодхисатва говорит: «Милый! Если намерение чисто, нет малых даров. Кусок черствого кислого теста, охотно поданный страннику бедняком, дороже многих слонов, табунов коней, стад и сокровищ, даруемых богами. Смотрите, сколько счастья достигается малыми добрыми делами, и отныне стремитесь только к добрым делам, только к благородным подвигам».

Добро по учению Христа.

«Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится.

Не судите, да не судимы будете.

Любите врагов ваших. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступили люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами. Берегитесь лжепророков. Проповедуйте, что Царство Небесное приблизилось. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром отдайте.

Ведь я посылаю вас как овец среди волков. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать в судилища, и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может душу и тело погубить в геенне».

Вот такая жизнь - добро, противоположная -

Апостол Павел [обращался] к римлянам: Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы еще были грешниками. Через Христа верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постигает потому, что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Добро и зло по лимитизму.

Лимитизм.

1. Лимитизм есть кристаллизованный опыт человечества.

2. Лимитизм есть связь всех мнений, всех наук, всех опытов, всех философий, всех религий.

3. Лимитизм ни с кем и ни с чем не спорит.

4. То что есть, то есть, но есть возможное и первопричинное.

5. Лимитизм каждому говорит: «Почтенный! Верно все, что думаете вы. Но есть и противоположное мнение. Как согласить вас?»

6. Есть то, на что указываете вы, но есть еще и другое. И многое иное.

7. Можно смотреть на предмет с разных сторон, и вести бесконечные споры. Но что такое сам-то предмет, взятый в целом?

8. Что существует истинно, и что существует субъективно?

9. Что существует для тела, и что для души, и что для разума, и что для сказки, и что для доброго.

10. Где вселенское миропонимание, где вселенское мироощущение?

11. Где слезы, где радость, где проза, где поэзия, где насыщение всех и каждого, и всех категорий.?

И отвечает:

Первоначальный, и выше всех условий и форм, и выше Бытия и всех возможностей - Перво-возможный и Первопотенциальный, Единый во всех смыслах, Бесконечный, благий, премудрый, всемогущий, всепроникающий, источник всех проблем и ответов. Он, Он! К Нему идите, Им питайтесь, Он - начало субъекта и объекта.

И полон его амбар, и много всего у него. И садов, и жилищ, и планет, и солнц, и пространств, и бесконечностей. Зовите Его, маните Его к себе чистотой помыслов, и делами добрыми надеждой, верой, и любовью. И Он придет, и спросите Его, кто Он такой. И ответит Он. И услыхав ответ его, вы обезумеете как цапля при виде луны, и не захотите ничего более.

Вы попробовали Его, на язык положили Бога, и нашли, что он слаще всего. И скажите: О! Он! Он!* И захотите быть в единстве с Ним. Это Бог, и Нирвана, и Христос, и спасение, и насыщение духа, и причина жизни, и цель ее.

Здесь абсолютное добро. Бесконечное во всех смыслах нельзя узнать исчерпывающе. Но и абсолютного незнания тоже нет. Есть приближение, есть касание, есть познание влияния Бесконечного на конечное.

* В тексте - «Гамалаии».

* В тексте - «Ом! Ом!»

Сумму углов треугольника* я не могу доказать без допущения бесконечных параллельных линий. Влияние их я знаю. Так и Его. Дела Его мы видим повсюду. Без Него не было бы [ни] единства природы, ни единства человека, ни единства жизни, ни закономерности, ни взаимного влияния конечных вещей...

Он существует, и мы познаем и ощущаем. И познание есть знание отношений по всем категориям, и познание есть как откровение (для внешних чувств и для внутреннего глаза). Мудрость есть синтез познаний и откровений. И это все добро. Мы касаемся к Бытию телом и душою, и разумом, и сказкой-мечтой, и любовью. И только ли это? В человеке, кроме этих категорий есть первопотенци-альное ядро. И оно, семя первичное касается к Первопричине Бытия. (Это экстаз религиозный). Так. Все узлы Гордиевы из него и в нем. Узлы Гордиевы неразрешенные - зло, но решение в нем, и это - добро. Зло загадка, и ее решение - добро.

Лимитизм есть философия любви Вселенской, любви и дружбы национальной и международной, философия и мудрость дружбы между людьми. Нужно взять тяготы друг друга и дружно нести, стремясь к Богоощущению, к Богопознанию, к Богооправданию, к Боговыявлению, к Богомыс-лию.

И изучая священное писание Вселенной, и мудрость звезд, планет, живых тел, созидать жизнь людей согласно тексту Бытия и возможного, и Пер-вовозможного. И это добро.

Лимитизм есть библия человечества, открытая нам Богом для утешения от скорби Вселенской, от скорби национальной, от скорби семейной, от скорби индивидуальной.

Для этого открыт Богом лимитизм. Он указывает на ступени лестницы восхода.

Ступени лестницы восхода.

1. Система наук.

2. Система философий.

3. Система религий.

4. Утоление души.

5. Утоление разума.

6. Исполнение сказки.

7. Утоление любви чистой, потенциальной.

8. Насыщение духа в Боге.

а. Дружба.

в. Соглашение.

с. Совместная деятельность, кооперация, самосознание национальное, самосознание общечеловеческое, самосознание Единства с Богом.

И это добро и преодолеет зло.

Внутренняя жизнь космоса.

(Индивидуализация, карма разных видов силы общества).

Из Первопотенциала (из его тенденций разного вида) возникли разные космические состояния (планы).

1. Космическая, потенциальная любовь кдру-гому, и жажда ее* (доброе).

2. Жажда потенциальная творчества** (план прекрасного).

Закономерность внутренняя и знание ее (план разума).

4. Воля к жизни (план психического).

Материализация внутренних состояний космоса.

Из тенденции всемогущества - элементы материи, и точки пространства и моменты времени.

Индивидуализация.

1. Первый синтез материи с волей - живое индивидуальное.

2. Второй синтез - связь разума с волей и с материей - разумное живое существо.

3. Третий синтез - связь сказки с разумом, с душевным, с телесным, и возникает искусство.

4. Четвертый синтез - связь любви чистой со всеми категориями, возникает нравственное, животное, нрав человека.

5. Пятый акт проявление через все эти состояния индивида - Первопотенциального, и это Богочеловек.

Так человек во плоти может жить в разных состояниях на земле (в разных планах, в разных небесах). И это добро. Власть низших сторон над высшими (сумасшествие). Безнравственность - это зло). И это наша задача воспитания.

Общество.

Так и в обществе надо будить разумное из его потенциала, и прекрасное, и божественное. Общество должно быть Богочеловеческим. В обществе поэтому надо различать - силы реальные, потенциальные, Первопотенциальные. Проявление высших сторон - добро. Уход их - зло. Общество надо воспитывать. Современное зло бесконечно велико.

1. Хаос умов.

2. Незнание системы наук.

3. Односторонность взглядов.

4. Безбожие, невежество в области религиозного сознания.

5. Беспредельное честолюбие и славолюбие современников.

6. Мания величия и болезнь души и нервов.

7. Иудейский всемирный капитал,

8. И его орудие - социализм и коммунизм.

9. Их съезды и шумиха.

10. Крики и лозунги демагогов.

11. Хаос парламентской жизни, уменьшение авторитета государственной власти.

12. Потеря чувства законности.

Средства от зол.

1. Распространение системы наук, системы философий и системы религий, т.е. лимитизма.

2. Необходим подъем религиозного чувства и познания.

В тексте вместо слова «треугольника» ■ треугольник.

нарисованный

В тексте - «его». * В тексте - «творчество». ** В тексте - «его».

3. Всякая религия (даже шаманизм) лучше безбожия.

4. Необходим национализм углубление национального самосознания.

5. Союз народов на равных правах.

6. Увеличение кооперативности.

7. Учреждение школы политической деятельности с тем, чтобы не получившие аттестата политической зрелости, не могли быть избираемы в парламент.

8. Политическая мудрость должна быть основана на сокровенной истории народов, на священных писаниях народов, на их тайных желаниях.

9. Государственная власть должна увеличить свои прерогативы.

10. Правовое сознание должно быть увеличено у граждан.

11. Необходимо разрушение иллюзии социалистов.

12. Необходима ревизия общественных теорий.

13. Печать должна быть обуздана просвещенной цензурой.

14. Необходимо воспитание журналистов...

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Приготовила учитель начальных классов филиал с. Косяковка МОБУ СОШ с.Большой Куганак Астафьева Валентина Евстафевна

  • Обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
  • Развитие основ творческого и аналитического мышления учащихся;
  • Развитие умения давать определения основным понятиям;
  • Создание условий для формирования умения общаться с аудиторией, доносить до нее свою информацию;
  • Развитие представлений младшего подростка о важнейших понятиях этики и религиоведения;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Воспитание гражданственности, уважения к предмету.

Цели урока:

Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.

Библия о происхождении

добра и зла. Адам и Ева.

Добро и зло!!! В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!” Распределить в 2 группы: добро и зло. Мужество, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, гнев, честность, тактичность, болтливость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм, спокойствие, агрессивность.

Помощники добра и зла

  • ДОБРО ЗЛО
  • мужество хвастливость скромность жестокость милосердие трусость совесть зависть честность жадность справедливость гнев тактичность болтливость выдержка хитрость спокойствие бестактность лживость малодушие эгоизм агрессивность
  • Грех – нарушение заповедей Бога, непослушание человека Богу.
  • Раскаяние – это сожаление о совершённом поступке, будь то грех, запрещённый всеми Святыми Писаниями, или доброе дело.
  • Воздаяние - понятие, обозначающее в религиозных концепциях награду за угодное Божеству поведение и, соответственно, наказание за неугодное.

Грех, раскаяние и воздаяние.

Притча о блудном сыне

Мусульмане также рассуждают о добре и зле (О моральных качествах человека можно прочитать в главной книге мусульман, Коране. В Коране слово “добро” повторяется много раз. Добрые дела нужны всегда и всем. Их совершают для друзей и близких, для знакомых и незнакомых, для всех, кто нуждается в помощи. “Если вы творите добро, то совершаете его для себя”, - написано в Коране.

Добро и зло в исламе

Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: - Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Притча о добре. Помни добро и забывай зло

Добро и зло в буддизме.

Глаза неблагодарного повсюду так и рыскают. Людская жадность низкая

Притча Джатака об одиноком слоне

  • Когда добро и мир несем мы людям,
  • То и в земле спокойно спать мы будем.
  • Ты здесь о жизни будущей своей
  • Заботься, не надейся на друзей.
  • Все, что имеешь, миру открывай
  • И в землю, словно клад, не зарывай.
  • Мудрец, благодеяний грех чуждаться!
  • Твори добро, чтоб после не нуждаться.
  • Иди, давай бальзам больным сердцам,
  • Кто знает, вдруг больным ты будешь сам.

Поэт Саади

1. Написать сочинение на тему «Добро и зло в русских народных сказках». 2. Подобрать пословицы о добре и зле.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook