Уильям оккам труды по философии. Уильям оккам и его философия

Уильям Оккам (или Оккамский) (англ. William of Ockham; ок. 1285, Оккам, графство Суррей, Англия - 1347, Мюнхен, герцогство Бавария, Священная Римская империя) - английский философ, францисканский монах из Оккама, маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времён.

Биография

Оккам слушал в Оксфорде францисканца-схоластика Дунса Скота, затем преподавал теологию и философию в Париже. Выступил противником папской власти, признавая папу подчинённым в мирских делах - государям, а в духовных - всей церкви, и отрицая светскую власть папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322 году), он был заключён под стражу, но в 1328 году бежал в Германию, под покровительство императора Людвига Баварского. Подобно другим знаменитым схоластикам, Оккам получил от своих учеников почётные названия Doctor invincibilis (непобедимый), Doctor singularis (единственный), Inceptor venerabilis (почтенный кандидат; так как не достиг учёного звания богослова, но оставался «inceptor», то есть начинающим).

Из многочисленных учеников и последователей Оккама особую известность приобрели французские мыслители Жан Буридан (ок. 1300-1358) и Пётр д’Альи (1350-1425).

Учение

Сделал радикальные выводы из тезиса о свободной, ничем не ограниченной воле Творца.

Если воля Бога, согласно Дунсу Скоту, свободна лишь в выборе возможностей (Идей), предсуществующих независимо от воли в Божественном мышлении, то, по Оккаму, абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды - единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах.

Единичное не может познаваться с помощью общих понятий, оно является объектом непосредственного созерцания. Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку - интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте. Интуитивное познание предшествует абстрактному. Последнее возможно не потому, что в самих вещах есть «чтойности», то есть концептуально постижимые свойства или характеристики. Реально существующая вещь есть лишь «это», неделимая единица, лишенная определений. Понятия формируются в уме познающего субъекта на основе чувственного восприятия вещей.

Универсалии суть знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими, сущностями. Их универсальность заключается не в их бытии, а в их обозначающей функции. Универсалии-знаки подразделяются Оккамом на естественные и условные. Естественные знаки - это понятия (представления, мысленные образы) в уме, относящиеся к единичным вещам. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям - условным знакам. Естественный знак представляет собой некий вымысел (фикцию), иными словами, качество, существующее в уме и обладающее от природы способностью обозначать. Оккам различает среди естественных знаков первые и вторые интенции ума. Первая интенция - это понятие (мысленное имя), приспособленное самой природой для того, чтобы подставляться вместо вещи, не являющейся знаком. Вторые интенции суть понятия, обозначающие первые интенции.

Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет три типа суппозиций: материальную, персональную и простую. Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, то есть нечто единичное. При двух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термина. Например, в высказывании «человек есть имя» термин «человек» не обозначает конкретного человека, а означает слово «человек», то есть указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме, а не вместо вещи. Термин «человек» в высказывании «человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. Поэтому использование общих терминов не обязывает к признанию реальности сущностей-универсалий.

Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нём возможно только вероятное, но не достоверное знание.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии - убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии (хотя схоластические штудии продолжались в XV-XVI веках).


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
УИЛЬЯМ ОККАМ
(ок. 1285 - ок. 1350)

Английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма XIV века. Согласно знаменитому принципу "бритвы Оккама", понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. С 1328 года жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти против притязаний папы на светскую власть.

О происхождении, а также о юношеских годах и начале научной деятельности наиболее яркого представителя номинализма в средневековой философии нам известно очень мало. Неясно даже, когда и где родился мыслитель.

Согласно Л. Бодри, он происходил из маленького местечка под названием Оккам в графстве Сюррей в 150-ти километрах к юго-западу от Лондона. Сейчас общепризнано, что Оккам - англичанин. О его социальном же происхождении до сих пор нет данных. Однако точно установлено, что философское и теологическое образование Оккам получил в Оксфордском университете, бывшем в то время едва ли не вторым по значимости педагогическим и научным центром в Западной Европе после Парижского университета. В Оксфорде преподавали такие крупнейшие схоластики, как Роберт Гроссетест и Иоанн Дуне Скот. Пребывание Оккама в Оксфорде документально подтверждается свидетельством Бартоломео Пизанского (ум. в 1390 году) в его "Книге конфирмации", где мыслитель именуется "оксфордским бакалавром".

Сначала Оккам изучал философию и другие науки из их официального свода, а затем - теологию. Около четырех лет им было отдано чтению курса лекций по Библии и по "Сентенциям" Петра Ломбардского, а потом он готовился к получению докторской степени.

В папских документах часто не указывалась ученая степень Оккама. Была ли она вообще у него? Так, ученик Оккама Адам Английский именовал его не магистром, а бакалавром теологии. Однако удалось обнаружить ряд документов (в частности, связанных с политическим процессом Мейстера Экхарта), в которых Оккам без обиняков именуется магистром. Видимо, неполное титулование Оккама в текстах папской курии объясняется весьма прозаически - ненавистью его политических противников, не желающих подчеркивать каких-либо достоинств своего оппонента.

К сожалению, пребывание Оккама в Оксфорде не отмечено обширными документальными свидетельствами. Так, например, не ясно, встречался ли он с Дунсом Скотом. Не известно также, кто был основным университетским наставником Оккама.

В Оксфорде мыслитель завершает работу над "Комментариями (или Вопросами) к четырем книгам "Сентенций" Петра Ломбардского" (1317-1322), которые открывают список его теологических сочинений. В Оксфорде Оккам приступил в 1319 году к написанию своего фундаментального труда "Свод всей логики", завершенного не ранее начала 1340 года уже в Мюнхене.

Назначение своего основного логического трактата Оккам недвусмысленно разъясняет так "без этой науки невозможно умело использовать ни природоведение, ни теорию морали, ни какую бы то ни было другую науку". К логике относится также Оккамов "Трактат о книгах по теории логических ошибок", оставшийся в рукописи. Возводимое на номиналистическом фундаменте здание логики у Оккама привлекало не только глубиной трактовки проблем, но и целостностью замысла, удачным подбором ясных примеров и иллюстраций.

В Оксфордском университете "Свод всей логики" имел хождение до конца XVII века. Он состоял из трех частей ("о терминах", "о предложениях" и "о силлогизмах"), причем пятый раздел третьей части указанного "Свода" назывался "О неразрешимых предложениях, или Об антиномии "лжец".

В1313 или 1314 году Оккам вступил в орден миноритов, примкнув к радикальному направлению спиритуалов, "ересь" которых он защищал, однако не с позиций мистики, а из преклонения перед рациональным познанием. К 1323 году обострился конфликт Оккама с канцлером Оксфордского университета Иоанном Люттереллом, обвинившим его в теологическом скептицизме и в ереси и сообщившим об этом Иоанну XXII.

В конце 1324 года Оккама препроводили в Авиньон - тогдашнюю резиденцию папы, где он должен был дать объяснения по обвинениям Люттерелла. Почти четыре года в ожидании суда Оккам провел под стражей в монастырской тюрьме. Комиссия магистров в составе шести человек (в нее кроме Люттерелла входили три доминиканца и два августинца) приступила к систематическому анализу трудов обвиняемого. Таким образом, один из членов комиссии был уверен в справедливости обвинения еще до начала "расследования".

Параллельно (и, по-видимому, в контакте с комиссией) делом Оккама занимался также комитет кардинала. Английский король 12 мая 1325 года, до истечения срока судебного разбирательства, отозвал главного свидетеля обвинения Люттерелла, однако помешать начавшемуся процессу не удалось. К концу 1325 года члены комиссии закончили "освидетельствование" Оккамовых "Комментариев к "Сентенциям" Петра Ломбардского" (экземпляр этого труда Оккама в начале 1325 года был послан Люттереллом папе). Итог был неутешительным для Оккама. Магистры обратили специальное внимание на 51 тезис из содержащихся в работе положений, причем 29 были признаны явно еретическими. Сюда зачислялись комментарии мыслителя по проблемам милосердия и греха, познания у Бога, причастия, безупречности поведения Христа, свойств божества и святой Троицы и, наконец, теории идей, в которой комиссия не без основания учуяла скептический и номиналистический привкус.

Остальные 22 тезиса были квалифицированы просто как ошибочные, а несколько - как не представляющие никакой значимости. В числе обвинений, так же как и в первоначальном доносе Люттерелла, нет еще указаний на разделявшуюся Оккамом доктрину об апостольской бедности. Позже Оккам писал, что он стал ее приверженцем лишь к последнему году своего пребывания в Авиньоне.

Размах процесса заставляет прийти к выводу, что речь шла не просто о политическом преследовании провинциальных миноритов, а о попытке папства идеологически разоружить оппозиционно настроенных "левых" францисканцев, в число видных теоретиков которых выдвигался Оккам.

Вместе с Оккамом под папским арестом томились также генерал францисканского ордена Михаил Чезенский и известный юрист Бонаграций. Еще в 1323 году на съезде в Перуджии францисканцы заявили протест против злоупотреблений папской полиции.

В мае 1328 года Оккам вместе с Михаилом Чезенским и Бонаграцием под покровом ночи бегут из папской тюрьмы. На лошадях они добираются до побережья, а в открытом море их уже поджидает галера. Они стремятся добраться до Пизы и соединиться с армией императора Людвига Баварского, выступившей против папских войск в Италии.

6 июня Оккама и его друзей отлучают от церкви. Согласно "Хронике" Николая Минорита, Оккам и его спутники морем 9 июня 1328 года прибывают в Геную, а оттуда добираются до Пизы 11 апреля 1329 года они покидают Пизу, а 6 декабря едут в Парму. Здесь по случаю религиозного праздника Св. Николая Михаил Чезенский выступил с проповедью, в которой назвал папу Иоанна XXII "стяжателем", "олухом" и "поджигателем войны", а также обвинил его и в других отклонениях от требований христианской морали. Эта речь была красноречивым ответом на объявление папой 16 ноября 1329 года доктрины Михаила Чезенского антикатолической.

Оккамовская партия вскоре пополняется многими новыми сторонниками. В феврале 1330 года Оккам переезжает в Германию и предстает перед Людвигом Баварским. Согласно хронисту И. Тритемию (1462-1546), Оккам обратился к Людвигу Баварскому "О, император, защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом!" Трудно сказать, были ли эти слова экспромтом или же паролем интеллектуалов-антипапистов, обращавшихся к Людвигу Баварскому с просьбой о предоставлении политического убежища.

Мыслитель находит пристанище при монастыре францисканцев в Мюнхене, пользуясь также покровительством друга Людвига - "антипапы" Петра де Корбери. Он развертывает здесь приблизительно двадцатилетнюю бескомпромиссную борьбу с папской курией, решительно оспаривая ее стремление ко всей полноте власти. Острые стрелы его политических трактатов направляются сначала против Иоанна XXII, затем против сменившего его папы Бенедикта XII и, наконец, против Климента VI.

В мирских делах он призывает пап подчиняться государям, а в духовных - собору. Философ принимает участие в работе францисканских соборов в Ренсе и во Франкфурте (1338), а также ведет деятельную переписку с коллегами по ордену. В 1338 году Оккам прямо провозглашает себя и "братьев-миноритов" истинно верующими мужами, он не считает ни себя, ни их связанными какими-либо папскими указами. Дополнительный папский гнев на себя и своих друзей он навлек красноречивой обстоятельной защитой права короля облагать налогом церковные владения в тех случаях, когда это представляется необходимым светскому владыке.

Список политических трактатов Оккама открывает "Труд девяноста дней", созданный, по-видимому, в 1331 году. Он был написан в защиту Михаила Чезенского от обвинений Иоанна XXII. Полемический огонь по папской курии Оккам открывает в своем "Трактате о догматах папы Иоанна XXII" (1335-1338). В нем философ предстает убежденным защитником концепции апостольской бедности. Он также обсуждает здесь вопрос о происхождении института частной собственности.

Главный политический трактат Оккама, "Диалог", уже с 1343 года был широко известен. Написание его первой части относится к 1333-1334 годам. Мыслитель подвергает решительному осуждению верховенство папы и иерархическую структуру католической церкви. По Оккаму, церковь апостольских времен и римская католическая церковь существенно различны. Первая образовывалась из всех верующих во Христа. Вторая - ограничивается рамками римской иерархии.

Деспотический моральный и духовный диктат римской церкви находится в явном противоречии со Священным писанием Духовенство не имеет права отпускать грехи, это под силу одному Богу. Отлучать от церкви князя может только общий собор. Особо Оккам выступает против церковной иерархии; в принципе любой священнослужитель не может превосходить никакого другого деятеля культа - в древней церкви не было духовных рангов. Настоящий глава церкви - сам Христос. Ни один священник не должен выполнять каких-либо "светских" функций.

Основополагающим в "социологической" доктрине Оккама является понятие "первоначальный человек", или "естественный человек". Допускается, что все люди равны от природы в отношении выполняемых ими основных функций. Мыслитель аргументирует это так "Ибо от Бога и по природе все смертные рождаются свободными и по человеческому праву никому не подчиненными, так что могут по своему собственному почину поручить правителю руководить собой…"

В 1340-1342 годах Оккам пишет "Восемь вопросов о папской власти" - один из своих наиболее значительных политических трактатов, особенно популярный в 1380-1440 годах (период, именуемый в истории церкви "Великим расколом"). В предисловии к трактату Оккам сообщает, что написал его по просьбе некоторых лиц, которым он его почтительно посвящает, не называя, однако, поименно. Можно предположить, что лица эти - Людвиг Баварский и кто-то из его окружения.

29 ноября 1342 года умер Михаил Чезенский, и Оккам фактически стал рассматриваться своими сторонниками как вождь францисканского ордена. В Мюнхене Оккам довольно близко сошелся со знаменитым аверроистом Марсилием Падуанским, другом и соратником крупного философа - Жана Жанденского, адаптировавшего арабоязычный перипатетизм.

В конце 1342 года Оккам заканчивает работу над "Бревилоквием", а затем принимается за "Трактат о юрисдикции императора в основаниях брачных отношений", завершенный, по-видимому, после 1343 года. Чрезвычайно важный для характеристики политических взглядов мыслителя памфлет "Об императорской и папской власти", созданный около 1347 года, в настоящее время не вызывает никаких дискуссий относительно его принадлежности перу Оккама, хотя до сих пор и не издан. Красноречив заголовок другого сочинения философа, "Разбор заблуждений Иоанна XXII", созданного, по-видимому, в 1335-1339 годах. Боевитостью отличается и Оккамов "Трактат против Бенедикта XII".

Наряду с политическими проблемами философ не перестает работать над логическими и философскими. В Мюнхене им создается окончательная редакция фундаментального "Свода логики", дорабатывается теолого-философское сочинение. Натурфилософские воззрения Оккама отражены в его труде "Философия природы (или Краткий свод) в физических книгах", впервые опубликованном в Болонье в 1494 году.

После смерти в 1347 году от апоплексического удара Людвига Баварского Оккам, по некоторым документально не подтвержденным данным, якобы предпринимал попытки примириться с церковью. Точная дата смерти Оккама не установлена. По мнению исследователя Ф. В. Кийса, наиболее вероятная дата его кончины - 10 апреля 1349 года.

Нет никаких достоверных сообщений о личной жизни Оккама. Разумеется, и для него имел силу обет безбрачия и аскетического пренебрежения к женскому обществу. Однако Оккам за свою жизнь нарушал столько папских предписаний, что трудно поручиться, всегда ли он твердо выполнял и это. Во всяком случае он теоретически не разделял мнения Фомы Аквинского, что в браке мало хорошего, а в его трудах мы не найдем антифеминистских выпадов, от которых "ангельский доктор" был далеко не всегда свободен.

Для заведомо более демократического образа мыслей Оккама характерна та настойчивость, которую он проявлял в пропаганде уравнивания прав женщины с мужчиной в области культовых обрядов. По одному из основных вопросов средневековой схоластики - соотношению философии и теологии - Оккам выступал с позиций отрицания каких-либо связей между философией и теологией. Он, по сути, завершает размежевание философии и теологии.

Философия, доказывал Оккам, не может быть служанкой теологии, а теология, в свою очередь, не может быть наукой. У каждой из них, по убеждению Оккама, свои задачи и свои возможности. Философия при помощи опыта постигает мир природных тел, а теология, опираясь на веру, обращается к Богу. Бога же разумом постичь невозможно.

В лице Оккама номинализм в Англии одержал победу над реализмом. Разуму было отказано в возможности постигать Бога, но и церковь была тем самым ограничена в ее стремлении диктовать науке.

Оккам выступал против всех основных схоластических направлений своего времени, что расчищало дорогу развитию новой философии. Этому также способствовала и знаменитая "бритва Оккама", принцип, означающий, что не следует умножать сущностей без необходимости. Этот принцип был направлен против чрезмерного распространения всевозможных обобщений, против схоластических умозрительных спекуляций. "Бритва Оккама" расчищала дорогу эмпирическому развитию нового естествознания.

Оккама часто называют последним представителем схоластики.

* * *
Вы читали биографию философа, в которой рассказано о фактах жизни, основных идеях философского учения мыслителя. Эту биографическую статью можно использовать в качестве доклада по философии (реферата, сочинения или конспекта)
Если же вас интересуют биографии и идеи других мыслителей, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте биографическую статью про любого знаменитого философа (мыслителя, мудреца) - от древних времён до современности.
В основном же, наш сайт посвящён философу Фридриху Ницше (его мыслям, афоризмам, идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных.
Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности...
XIV-XVI века в истории Европы - начало развития - гуманизма. Выдающиеся мыслители той поры - Н. Кузанский, Джордано Бруно, Эразм Роттердамский и другие... В это же время Макиавелли развил государственную версию политического антиморализма... Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим философствованием. Символы этого разрыва - Бэкон и Декарт. Властители дум новой эпохи - Спиноза, Локк, Беркли, Юм...
В XVIII веке появилось идейное, а также философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

ОККАМ (Ockham , Occam ) Уильям (ок. 1285-1349), английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма 14 в., францисканец. Согласно принципу "бритвы Оккама", понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. С 1328 жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти против притязаний папы на светскую власть.

ОККАМ (Ockham , Occam ) Уильям (ок. 1285, г. Оккам, графство Суррей, Англия -ок. 1349, Мюнхен, Бавария), философ и теолог, францисканский монах, один из последних видных представителей схоластики.

Еще во время обучения в Оксфорде вступил в францисканский орден. После окончания образования философ остается в Оксфорде преподавать теологию и философию. За высказывания о примате светской власти над властью папы в делах духовных был обвинен в ереси и заточен в тюрьму. В 1328 ему удалось бежать в Германию к императору Людовику IV Баварскому, врагу папы. Был отлучен от церкви. Обосновавшись в Мюнхене, Оккам оставался там до самой смерти.

Оккам является одним из виднейших представителей номинализма. Благодаря виртуозному владению искусством диалектики он получил от учеников прозвище "Doctor invincibilis" (непобедимый учитель). Прославился Оккам своим "принципом простоты", который так же называют "бритвой Оккама". Он придерживался мнения, что "простейшие объяснения - самые лучшие". Опираясь на этот принцип, он приступил к решению проблемы универсалий, однако направил свои рассуждения в иное русло, чем его предшественники. В работах "Сумма всей логики", "Естественная философия", "Сумма логики" он доказывал, что реально лишь отдельное существо, а универсалии существуют лишь в пределах человеческого разума, размышляющего о них. Оккам ни в коем случае не отрицал полезности универсалий, однако он не признавал их реальность.

Следуя схоластическому методу, Оккам создал онтологию трансцендентального бытия, которая была близка идеям Фомы Аквинского и Дунса Скота. По его мнению, мир состоит из единичных вещей и сущностей, а все познание сводится к внешнему и внутреннему опыту. Всякое истинное знание возможно получить только эмпирически, с помощью органов чувств. Ввиду того, что нет реально существующих универсалий, которые можно было бы созерцать в сознании, разум не может доказать ничего, опираясь только на свои собственные силы. Именно по этому Оккам, в отличие от считает недопустимыми не только доказательства бытия Бога, но даже сами попытки познать Бога, опираясь только на рацио. Следуя за Дунсом Скотом, Оккам провозглашает, что Бог понимается не разумом (Фома Аквинский, Альберт Великий) и не освещением (Бонавентура), а только верой. Именно веру и интуитивное познание Оккам считает инструментами теологии, а разум может помочь лишь в поиске аргументов. Работы Оккама положили конец попыткам синтеза веры и разума. Разуму полагалось заниматься изучением природы, а вере - постигать Бога.

Школа Оккама заложила фундамент для современной механики и астрономии, а также послужила исходным пунктом для развития современной динамики. Взгляды, которых придерживался Оккам, получили название "современного пути" по сравнению со "старым путем" Фомы Аквинского и Дунса Скота. Именно на философии Оккама и были воспитаны Мартин Лютер и другие протестантские реформаторы.

Уильям Оккам/ William Occam

Уильям Оккам - английский философ-схоласт, известный сегодня главным образом благодаря предложенному им принципу экономии мышления («бритва Оккама»). Бенер указывает, что смысл знаменитой «бритвы Оккама» выявляется из его различных работ. Чаще всего она дана в такой формулировке: «Без необходимости не следует утверждать многое» (Pluralitas non est ponenda sine necessitate). Реже она выражена в словах: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» (frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora). Обычно приводимая историками формулировка «сущностей не следует умножать без необходимости»(Entia non sunt multiplicanda sine necessitate) в произведениях Оккама не встречается. Если выражать этот принцип более современным языком, то получится следующее. «Не следует умножать сущности сверх необходимого». Это означает, что изучая какое-либо явление, следует сначала попытаться объяснить его исходя из внутренних причин. Если же это не получилось, то подключать новые сущности. К примеру, исторические события следует сначала объяснить экономическими, политическими причинами, ролью личности в истории. Лишь только в том случае, если всего этого недостаточно, следует вводить в историю инопланетян, масонов и прочие сущности, непосредственно к ней не относящиеся.

Оккам - наиболее яркий представитель номинализма - направления в средневековой философии, которое получило свое полное развитие в XIV в. Оккам был сторонником крайнего номинализма, выдвинув против реализма серьезные аргументы.

Это один из наиболее влиятельных английских философов, теологов и политических мыслителей эпохи позднего Средневековья. Его номинализм проложил дорогу эмпиризму и позитивизму Нового времени. На последующее развитие религиозной и политической мысли оказали глубокое влияние учение Оккама о разделении сфер компетенции веры и разума, церкви и государства, а также его демократический идеал государственного устройства.

Из многочисленных учеников и последователей Оккама особую известность приобрели Иоанн Буридан и Петр de Alliaco.

Учение Уильяма Оккама

Уильям Оккам, сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен.

Родился Оккам ок. 1284 в местечке Оккам (графство Суррей, Англия). После вступления во францисканский орден учился в Оксфордском университете, где получил степень доктора теологии и должность «инцептора», или бакалавра, т.е. преподавателя низшего ранга. Позднее его последователи называли его «Досточтимым инцептором». Другим его почетным титулом был титул «Непобедимый учитель».

В Оксфорде Оккам написал некоторые из важнейших своих философских и богословских трудов, в частности - пространнейший комментарий на «Сентенции» Петра Ломбардского. Оккамизм противостоял томизму и скотизму (философским системам Фомы Аквинского и Дунса Скота) и приобрел популярность в эпоху позднего Средневековья как выражение «современного» метода философствования. Учение Оккама может быть охарактеризовано как чистый номинализм, поскольку Оккам утверждал, что универсалии (общие понятия) представляют собой лишь «имена» - содержащиеся в уме «понятия» и «слова» устной или письменной речи. «Понятия» - это естественные знаки вещей, а «слова» - всего лишь конвециональные (условные) знаки. Реальным существованием обладают не универсалии, а индивидуальные, т.е. единичные, вещи окружающего мира - «партикулярии». Этот акцент на единичном как на единственной реальности выражает суть оккамизма.

Еще одним ключевым моментом учения Оккама было представление об абсолютном могуществе Бога. Бог не связан никакими физическими или нравственными законами: он может сделать зло добром и, наоборот, добро - злом. Он может также оправдать грешника, который, в своей греховности, отвратился от него. Оккамово учение о том, что «оправдание» человека заключается просто в приятии его Богом, не подразумевающем обязательной перемены в душе побудило Лютера объявить себя приверженцем оккамизма.

В 1324 папа Иоанн XXII призвал Оккама в Авиньон, чтобы тот ответил на предъявленное ему обвинение в ереси. Хотя сам Оккам и не был официально осужден, папская комиссия отвергла 51 тезис, заимствованный из его сочинений, в том числе его учение об оправдании человека и о свободе Бога от нравственного закона, его агностицизм и учение о евхаристии. В 1328 Оккам был отлучен от церкви и бежал из Авиньона, чтобы искать убежища у заклятого врага папы, Людвига Баварского. Здесь он написал трактаты о церкви и государстве, отрицая абсолютную власть папы и выступая в поддержку независимости светских правителей от церкви. Признавая приоритет папы в решении духовных вопросов, он в то же время настаивал на том, что решения вселенских соборов должны ограничивать папскую власть. В последние годы жизни Оккам постарался примириться с тогдашним папой, Климентом VI. В 1349 папа даровал ему прощение. Умер Оккам (вероятно, от чумы) в 1349 или 1350.

Уильям Оккам

(1285-1349)

«Entianon sunt multiplicanda sine necesstate» («Не следует умножать сущности без необходимости»)

Английский теолог и философ, логик и политический писатель Уильям Оккам родился в поселке Окама близ Лондона. Образование он получил в знаменитом Оксфордском университете, где слушал лекции Дунса Скотта и со временем начал свою преподавательскую деятельность.

Независимый, нетрадиционный стиль мышления Оккама вызвал противоречивое отношение к нему как со стороны руководства университете, так и более влиятельных деятелей Церкви. Особенно придирчиво к Оккама относился канцлер Оксфордского университета Иоанн Люттерелл, который не только обвинял философа в теологическом скептицизме и в ереси, но и сообщил об этом папу Иоанна XXII. Для оценки деятельности философа была создана специальная комиссия, которая анализировала его взгляды и суждения протяжении нескольких лет. Почти четыре года Оккам провел под стражей в монастырской тюрьме города Авиньон. Правда, каких-то радикальных выводов, которые бы дали основания для осуждения учения Оккама, комиссия не сделала. Оккам чувствовал себя свободным мыслителем, бежит из тюрьмы и восстает против Папы духовно и морально.

Знаковым в судьбе и творчестве Оккама стало участие в дискуссии относительно апостольской бедности. Толчок для дискуссии дало решение Папы Иоанна XXII, который вопреки пониманию сущности францисканского ордена как объединение носителей веры, независимых от собственности, объявил имущество ордена его собственностью. Против этого восстали большинство монахов. Во главе интеллектуального восстания стоял генерал ордена Михаил Чезенський, который и пригласил Оккама выступить в качестве «интеллектуальной и философской поддержки» против Папы, философ оказался в центре теологических, юридических и политических коллизий своей эпохи, которые в конечном итоге вынудили его к бегству из Англии и поиска покровительства у немецкого императора Людвига Баварского. Рассказывают, что оказавшись в Мюнхене, Оккам обратился к императору со словами: «О, император, защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом». Показательно, что философ выполнил это обещание: до конца своей жизни он отстаивал идею независимости светской власти от духовной, поддерживал союзников Людвига в борьбе с папством, вел непримиримую полемику с Иоанном XXII, сторонниками и последователями.

Ответ Папы была мгновенной: Оккама отлучили от церкви и объявили еретиком. Это был повод для сурового наказания.

Наиболее известными произведениями Оккама стали его трактаты «О таинстве присяги», «Труд в девяносто дней», «Трактат о догмы Папы Иоанна XXII», «Восемь вопросов о папской власти», «Размышления о« Физику »Аристотеля», «Распорядок »,« Избранное »,« Сумма всей логики »и др..

В историю философии мыслитель вошел благодаря сконструированном им правилу, известному под названием «лезвие Оккама». Суть этого правила проста: «не умножай сущность», т.е. не придумывайте более того, что можно мыслить, исходя из имеющегося знания и познавательных возможностей. Смысл «лезвийных операций», отмечал Оккам, не в том, чтобы не вводить в систему познания новых, неразведанных еще суждений, а в том, чтобы вовремя избавиться от них после того, как они потеряли свою познавательную (эвристическую) свойство.

Философ смело полемизирует с основными теологическими постулатами Фомы Аквинского, противопоставляет им собственные размышления и суждения. Он утверждает, в частности, доведение всесилие Бога невозможно; последнее достигается только верой. Поэтому к

Бога не следует апеллировать причины. В него следует верить, и не более. «Не вспоминай имя Бога в суетности», - наставлял философ. Эта установка и утвердилась как вторая трактовка «лезвия Оккама».

Пытаясь соединить «веру» и «разум», Уильям Оккам создает один из наиболее влиятельных вариантов теории «двойственной истины». По его убеждению, «вера» и «знание» радикально отличаются как по предмету, так и по методу. Знания, Оккамом, имеют предметом телесную природу, они опираются на опыт, содержащих истины или очевидные, или выведены из очевидных. Вера полностью иррациональна, не имеет никакого отношения к доказательству и разума, вполне почерпнута из откровения, сфера ее действия - спасение, то есть нравственные поступки человека. В связи с этим любые догматы веры не могут быть доказанными, как то пытались делать схоласты-реалисты. Полемизируя с реализмом, Оккам доказывал, что универсалы не могут существовать вне человеческим разумом, поскольку в этом случае они были бы единичными вещами, которые противоречат самому определению универсалий как всеобщих сущностей. Критикуя главную идею реализма, по которой в общих сущностях (универсалиях) уже содержится все единичное, которое только надо вывести из них, Оккам утверждает, что лишь единичное существует реально. С единичного, а не из «сущностей», надо выходить в познании.

Как емпирист, Оккам требовал избавиться в науке многочисленных «субстанциональных форм», «натур», «скрытых качеств», «форм» и других выдумок схоластов - реалистов, которыми они пытались объяснить непонятные явления. В этой связи следует еще раз вспомнить знаменитое «лезвие Оккама», назначение которого - «отсекать» лишние сущности. «Лезвие» является образ, которым английский философ обозначает принцип, согласно которому «сущностей не надо приумножать без необходимости». Номинализм Оккама оказал значительное влияние на ученых Оксфорда и Парижа.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook